ГлавнаяО школеСноуборд

Сноуборд

Сноубо́рдолимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде — сноуборде.

Выделяются следующие спортивные дисциплины сноуборда:

Параллельный слалом — спортивная дисциплина сноуборда, в которой два участника одновременно проходят по двум рядом расположенным трассам, размеченным красными и синими флагами. Трассы, расположенные рядом, должны максимально соответствовать друг другу по параметрам: рельеф, снежный покров, количество ворот и др. Оба спортсмена стартуют одновременно, каждой на своей трассе. После первого заезда спортсмены меняются трассами. Победитель определяется по минимальному времени, затраченному на прохождение обеих трасс.

Параллельный гигантский слалом — спортивная дисциплина сноуборда. В отличие от традиционного гигантского слалома в параллельном гигантском слаломе 2 спортсмена одновременно стартуют на двух расположенных рядом на одном склоне трассах. По сравнению с параллельным слаломом параллельный гигантский слалом отличается большими расстояниями ворот и, следовательно, более высокими скоростями.

Биг-эйр -спортивная дисциплина сноуборда, на которой  сноубордист разгоняется и прыгает с большого трамплина, выполняя в полёте разные трюки. Длина полетов: примерно от 5 до 30 метров .

Слоуп-ста́йл — спортивная дисциплина сноуборда. Соревнования по слоуп-стайлу проходят на специально подготовленной трассе, состоящей из одного или нескольких участков склона различной крутизны с построенными на них препятствиями в виде перилл, боксов и трамплинов и иных сооружений, зоны выката и торможения. Во время соревнований участник осуществляет спуск по трассе, выполняя различные трюки и прыжки с использованием этих препятствий.

Хафпайп спортивная дисциплина в соревнованиях по сноуборду. Соревнования в хаф-пайпе проходят по специально подготовленной трассе длиной около 150-200 м, представляющей собой наклонный желоб из снега с двумя встречными скатами и пространством между ними, по форме напоминающий трубу, срезанную продольно наполовину. Во время соревнований участники выполняют разгон и серию спусков поочерёдно с каждой из стенок трассы с вылетом и акробатическим прыжком над противоположной.

Сноуборд-кросс (также бордер-кросс или борд-кросс) — спортивная дисциплина сноуборда. В заезде участвуют 4-6 участников одновременно. На трассе должны присутствовать разнообразные рельефные фигуры: валы, валики, трамплины, спайны и повороты, расположенные таким образом, чтобы спортсмены при прохождении трассы постоянно наращивали скорость.

Сложные условия проведения занятий и соревнований по сноуборду — различные сочетания ворот, фигур на трассе, длина дистанции, крутизна склона, характер рельефа, состояние снежного покрова, развиваемые скорости — варьируются в различных комбинациях и заставляют сноубордиста быстро и правильно решать многообразные задачи, возникающие при прохождении трассы.

Достижению высоких результатов в сноуборде способствует рационально организованная система обучения, которая представляет собой единую педагогическую систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки обучающихся различных возрастных групп.

По характеру нагрузки сноуборд может быть отнесен к физическим упражнениям субмаксимальной интенсивности. Поэтому сноубордист должен иметь хорошо развитые физические ка­чества ловкости, быстроты, силы, выносливости, иметь отличную общефизическую и специальную подготовку.  

Трассы и сооружения для сноуборда

4.6.1. Сноуборд (англ. snowboarding, от snow - снег и board - доска) - вид спорта, включающий в себя скоростной спуск с горного склона, выполнение акробатических элементов на специальной трассе на сноуборде - монолыже с окантовкой, на которой установлены крепления для ног.

Термины и определения, применяемые в сноуборде и фристайле, приведены в Приложении Ж.

4.6.2. Видами спорта (дисциплинами) сноуборда являются: слалом (слалом-гигант, супергигант, параллельный слалом, параллельный слалом-гигант), бордер-кросс, биг-эйр, халф-пайп.

Слалом - скоростной спуск с горного склона в различных вариациях: слалом-гигант, супергигант, параллельные дисциплины (параллельный слалом, параллельный слалом-гигант и др.).

Бордер-кросс - спуск по трассе, содержащей бугры и трамплины, на которой 5 или 6 сноубордеров преследуют друг друга и при этом выполняют прыжки и трюки. Бордер-кросс считается одной из наиболее зрелищных и экстремальных дисциплин.

Биг-эйр (большой полет). Для проведения соревнований готовятся специальный трамплин и горка с площадкой для приземления. Прыжок тщательно рассчитывается, чтобы он был затяжным и зрелищным, но в то же время наименее опасным для спортсмена.

Халф-пайп - соревнования в полутрубе, сделанной из плотного снега или вырытой в земле и покрытой снежным слоем. Сооружение внешне напоминает рампу для скейтборда или роллерскейтинга. Высота такой трубы от 3 до 6 м, длина - около 80 м. Халф-пайп строят на горе с крутым уклоном.

4.6.3. К видам сноуборда также относят:

Слопстайл. Соревнование, состоящее из выполнения серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контруклонах, перилах и др., расположенных последовательно на трассе слопстайла.

Джиббинг. Одна из дисциплин фристайла. На сегодня это новое направление сноубординга. Представляет собой катание по искусственным сварным конструкциям из труб - рейлам, на которые на скорости запрыгивает райдер и, исполняя различные трюки, скользит по ним. В отличие от остальных дисциплин в сноубординге соревнования или показательные выступления по джиббингу можно проводить практически на любом рельефе, с минимумом снега. Фигуры джиббинга приведены на рисунке 4.22.

Экстрим. Катание на сложных и опасных склонах. Здесь все связано с риском и точным расчетом. Всегда существует риск попасть на скалы, улететь "не туда", подрезать лавину и в нее угодить.

4.6.4. При проектировании и устройстве сооружений для сноуборда необходимо руководствоваться Международными правилами лыжных соревнований, принятыми Международной лыжной федерацией (FIS), Федерацией горнолыжного спорта и сноуборда России.

Трассы, на которых проходят международные и крупнейшие российские соревнования, должны пройти процедуры гомологации (процесс сертификации), представляющие собой систему оценки трассы и соответствие ее стандартам.

4.6.5. Требования, которыми необходимо руководствоваться при проектировании и строительстве трасс и сооружений для сноуборда, носят как общий характер (выбор трассы, зоны старта, стартовая рампа, положение треугольных флагов, маркировка ворот, зона финиша), так и специфические требования для различных дисциплин сноуборда.

4.6.6. К сооружениям для сноуборда должны быть подключены наружные коммуникации, в первую очередь к участкам трассы между стартом и финишем - телефон, радио, а также необходима установка хронометражного оборудования, громкой связи, измерительных приборов, других средств автоматизации, обеспечивающих безопасность трассы. При проведении международных и крупнейших российских соревнований должны быть установлены средства видеонаблюдения и обеспечена возможность работы телевидения и др.

4.6.7. Стартовая площадка должна быть закрыта для всех, кроме стартующего участника в сопровождении одного тренера и официальных лиц на старте. Стартовая площадка должна быть защищена от холодной погоды. На ней должна быть выделена специально огороженная территория, предназначенная для тренеров, капитанов команд, служб сервиса и т.д., где они могут ожидать старта спортсмена без помех со стороны зрителей. Соответствующее место должно быть приготовлено и для участников перед стартом.

4.6.8. Место старта должно быть подготовлено таким образом, чтобы участники могли стоять расслабленно на линии старта и быстро набрать скорость, покинув место старта. Стартовые конструкции со стойками для отталкивания должны быть установлены на старте трасс для параллельных дисциплин.

4.6.9. Ворота должны быть пронумерованы сверху вниз трассы и номера привязаны с внешней стороны стойки. Стартовые и финишные ворота не учитываются.

Все ворота с треугольными флагами должны быть установлены, как правило, под углом 90° к линии склона в нижней части ворот.

Местоположения древков должны быть промаркированы при помощи легко узнаваемого красящего вещества, которое остается видимым на протяжении всех соревнований.

Слаломные древки. Все древки, используемые в сноуборде, разделены на жесткие и подвижные. Жесткие древки - это круглые одинаковые древки диаметром: минимум 20 мм и максимум 32 мм без шарнира. Они должны быть такой длины, чтобы в установленном состоянии возвышаться над снегом по меньшей мере на 1,8 м. Подвижные древки имеют внутри себя стержень со сжатой пружиной.

Слаломные древки красного и синего цветов должны иметь треугольный флаг соответствующего цвета.

Древки "стабби" - это слаломные подвижные древки длиной не более 0,45 м от конца стержня до конца древка, заполненные мягким материалом или пустые внутри.

4.6.10. Для разминки должны быть подготовлены закрытые для зрителей трассы, похожие на соревновательную трассу.

4.6.11. При постановке трассы с воротами особое внимание должно быть уделено направлению участников через финиш по линии уклона склона в соответствии с рельефом.

Финишный выкат должен быть полностью виден участнику, приближающемуся к финишу, и быть широким, с ровным выкатом. Он должен быть полностью огорожен. На входе в финишную зону должен быть организован контроль.

Для предотвращения возможности столкновения с финишными конструкциями, а также устройствами и объектами, находящимися рядом с зоной финиша, следует использовать мешки с соломой или с сеном, маты, снежные валы, пенистую резину или другие защитные средства.

Финишная линия обозначается двумя стойками или вертикальными баннерами (флагами), которые соединены горизонтальным баннером (флагом) с надписью "финиш". Финишная линия должна быть ясно маркирована краской.

Ширина финиша должна быть для:

бордер-кросса и слалома-гиганта - не менее 10 м;

супергиганта - 15 м;

параллельный слалом, слалом-гигант - не менее 8 м (вместе минимум 16 м).

Шириной финиша считается расстояние между двумя финишными стойками и баннерами (флагами).

Недалеко от линии финиша при проведении параллельных слаломных дисциплин после последних ворот должно быть хорошо обозначено разделение двух параллельных трасс так, чтобы они направляли каждого спортсмена на его линию финиша.

В халф-пайпе положение финишной линии определяется организаторами. Протяженность трассы составляет расстояние от одного до другого края полутрубы и проходит через место, где располагается судья (финишная линия - последняя точка для судейства).

Стойки с хронометражем также должны находиться на расстояниях, указанных выше, и быть защищены в той же степени, как и финишные стойки. Они устанавливаются строго за финишными стойками и баннерами.

Слалом

Разновидности - слалом-гигант, супергигант, параллельные дисциплины (параллельный слалом, параллельный слалом-гигант и др.).

4.6.12. Трассы слалома должны иметь перепад высот минимум 120 м и максимум 180 м. Для мужчин и женщин может использоваться одна и та же трасса.

4.6.13. Трассы. Оптимальная слаломная трасса (с учетом перепада и наклона) должна включать в себя серии поворотов, позволяющих сочетать максимальную скорость с четким и правильным выполнением поворотов. Слаломная трасса должна позволять быстрое завершение всех поворотов и не должна требовать особых акробатических навыков, отличных от обычной техники.

Трасса должна быть по меньшей мере 40 м шириной, если трассы обеих попыток будут устанавливаться на одном и том же склоне. Если вторая попытка будет установлена на трассу первой попытки, то минимальная ширина - 20 м.

4.6.14. При трассировании необходимо иметь в виду, что на ней должны быть горизонтальные (открытые) и вертикальные (закрытые) ворота наряду с минимум одной и максимум тремя вертикальными комбинациями, состоящими из трех или четырех ворот (тройные или четверные), и по крайней мере три комбинации типа "шпилька" (двойные).

4.6.15. Ворота. Слаломные ворота состоят из одного подвижного древка - "стабби", являющегося поворотным, и одного слаломного древка, соединенных между собой треугольным флагом. Смежные ворота должны отличаться по цвету.

Используемые треугольные флаги должны быть следующих размеров: основание - 1 м; длинная сторона - 0,8 м; короткая сторона - 0,4 м.

Расстояние между одиночными установленными поворотными древками должно быть от 8 до 15 м, а между поворотными древками в комбинациях древков - от 6 до 8 м.

Количество ворот: минимум - 35, максимум - 38.

Ворота не должны быть установлены только вниз по склону, а должны быть установлены так, чтобы спортсмену приходилось выполнять полные повороты, перемежающиеся с траверсами.

4.6.16. Слалом-гигант представляет собой вариацию длинных, средних и коротких поворотов. Спортсмен имеет право самостоятельно выбирать траекторию прохождения трассы. Трассы для всех гонок должны иметь перепад высот минимум 200 м и максимум 400 м. Для мужчин и женщин могут использоваться одни и те же трассы.

4.6.17. Ворота. Ворота состоят из одного длинного слаломного древка и одного внутреннего подвижного древка "стабби", который является поворотным. Жесткие древки могут быть использованы как внешние, как правило, при ветре. Их соединяет треугольный флаг, который совпадает по цвету с древком и имеет следующие размеры: длинная сторона - 1,1 м, короткая сторона - 0,4 м, базовая длина - 1,3 м.

Смежные ворота должны быть соответствующего цвета, за исключением ворот типа "банан", которые являются одноцветными.

Расстояние между ближайшими древками двух смежных ворот должно быть не менее 10 м. Ворота должны устанавливаться так, чтобы спортсмен мог четко различать их даже на большой скорости.

4.6.18. Трассы слалома-гиганта устанавливаются следующим образом: 11 - 15% перепада высот в метрах = количеству ворот (+/- десятые доли). Рекомендуемое расстояние около 25 - 30 м между поворотными воротами.

Рельеф должен быть, как правило, волнистым и бугристым, а склон как минимум 40 м шириной. В исключительных случаях, по решению инспектора, трасса может быть менее 40 м.

4.6.19. Супергигант - самый быстрый вид сноуборда (скорость до 100 км/ч). Он представляет собой вариацию длинных и средних поворотов. Спортсмен имеет право самостоятельно выбирать траекторию прохождения трассы.

Трассы должны иметь перепад высот минимум 350 м и максимум 550 м. Одна и та же трасса используется и для мужчин, и для женщин.

4.6.20. Ворота состоят из одного длинного слаломного древка и поворотного подвижного древка "стабби", соединенных треугольным флагом. Жесткие древки могут быть использованы как внешние древки ворот. Ворота должны чередоваться по цвету - красные/синие, за исключением "бананов". Флаг: длинная сторона - 1,1 м, короткая сторона - 0,4 м, базовая длина - 1,3 м, не должен быть очень прочно прикреплен к древкам.

4.6.21. Трассы супергиганта устанавливаются следующим образом: 8 - 11% перепада высот в метрах = максимальному количеству ворот при минимуме 28 поворотов.

Расстояние между поворотными древками двух смежных ворот должно быть не меньше 25 м. Минимальное расстояние - 15 м.

Рельеф должен быть, как правило, волнистым и бугристым и как минимум 30 м шириной. В исключительных случаях, по решению инспектора, трасса может быть менее чем 30 м.

4.6.22. Параллельные дисциплины - это соревнования, где два спортсмена спускаются одновременно по двум параллельным трассам.

4.6.23. Для параллельного слалома (далее в тексте - ПС) перепад высот должен быть в диапазоне между 80 и 120 м с минимальным количеством ворот - 20. Длина трассы - от 250 до 450 м.

Для параллельного слалома-гиганта (далее в тексте - ПСГ) перепад высоты - 120 - 200 м. Длина всего склона должна составлять минимум 400 м и максимум 700 м. Рекомендованная длина - 550 м. Ширина спуска должна составлять минимум 40 м.

4.6.24. Ворота. В ПС расстояние между двумя воротами 7 - 15 м. Рекомендуется устанавливать около 25 ворот с горизонтальным расстоянием между поворотными древками от 10 до 13 м.

В ПСГ - первые ворота каждой трассы должны быть размещены не ближе 8 м и не дальше 10 м от старта. Для соревнований по ПСГ используется вертикальный участок склона длиной 120 - 200 м, на котором устанавливается минимум 18 ворот (рекомендуемое количество - 25) на горизонтальном расстоянии друг от друга 20 - 25 м.

Расстояние между ближайшими палками двух ворот, идущих друг за другом, не может быть менее 10 м.

В этих видах ворота состоят из одного слаломного древка и одного древка "стабби" с треугольным флагом. Внутреннее поворотное древко - подвижное древко "стабби". Внешнее древко может быть подвижным или жестким при ветре.

Треугольные флаги должны быть следующих размеров, м:

                        для ПС    для ПСГ

длинная сторона...........0,8       1,1

короткая сторона..........0,4       0,4

базовая длина.............1,0       1,3

4.6.25. Трассы. Для ПС трассы должны иметь уклон от 17 до 22°, а для ПСГ устанавливаются следующим образом: 11 - 15% перепада высоты в метрах равны количеству ворот (+/- десятые доли). Рельеф трассы и ее ширина должны быть такими же, как и для обычного гиганта. Выбирается достаточно широкий склон, позволяющий постановку двух или более трасс, предпочтительнее слегка вогнутый (допускающий обзор всей трассы с любой точки). Трассы должны быть идентичны и параллельны.

При установке двух трасс левая трасса (вид сверху) обустраивается красными древками с красными треугольными флагами, правая трасса - синими древками с синими флагами.

Равноудаленное расстояние между двумя соответствующими точками двух трасс (от поворотного древка до поворотного древка) должно быть: ПС - 6 - 10 м; ПСГ - 7 - 12 м.

Бордер-кросс

4.6.26. Вид программы сноубординга, который объединяет скорость, умение бесстрашно прыгать. Спуск по трассе, содержащей бугры и трамплины, на которой 5 или 6 сноубордистов преследуют друг друга и при этом выполняют прыжки и трюки.

Два лучших спортсмена проходят в следующий круг. Здесь соревнуются как представители "жестких", так и представители "мягких" дисциплин. Разрешается не только подрезать соперника, но и подталкивать и придерживать его руками.

4.6.27. Бордер-кросс - это кросс для сноубордистов: соревнования проходят на скорость по специальной трассе (рис. 4.23). Перепад высот трасс для соревнований по бордер-кроссу должен находиться в пределах от 100 до 240 м. Одна и та же трасса может быть использована для сноубордистов с мягкими и жесткими досками, мужчин и женщин.

4.6.28. Рекомендуемая длина трассы от 500 до 900 м, средний наклон должен быть 15 - 18° (лучше, чтобы склон был более пологим). Размеры отрезков (длин) склонов для спусков должны быть минимум 100 м и максимум 240 м, и эти склоны должны быть со средними углами падения (14 - 18°), с изменяющимся рельефом.

В особых обстоятельствах на некоторых участках минимальная ширина трассы может составлять 20 м. Самая важная часть трассы - от старта до первого поворота (минимум 80 м, желательно 150 м), в этой части трасса должна быть более пологой (13 - 15°). Это длинный, достаточно пологий участок, на котором располагаются фигуры для того, чтобы разделить соревнующихся спортсменов перед первым поворотом.

4.6.29. Минимальная ширина склона для бордер-кросса - 30 м (40 м - для Олимпийских игр). Ширина трассы также зависит от угла наклона трассы: чем больше наклон, тем большая ширина необходима. При определенных условиях для коротких участков (50 м или меньше) ширина трассы может быть минимум 20 м.

4.6.30. Ворота состоят из длинного слаломного древка и древка "стабби", соединенных треугольным флагом соответствующего цвета. Внутреннее поворотное древко - "стабби". Внешнее может быть подвижным или жестким (в ветер).

Смежные ворота должны сочетаться по цвету (за исключением "банана": один поворот - один цвет).

Треугольные флаги должны прикрепляться внизу ворот и иметь следующие размеры: соответственно длинная сторона - 1,1 м (0,8 м), короткая сторона - 0,4 м (0,4 м), база (основание) - 1,3 м (1,0 м).

Ворота должны быть хорошо видны участникам, проходящим трассу даже на большой скорости. Расстояние между ближайшими древками двух ворот, идущих друг за другом, не может быть менее 10 м.

4.6.31. На трассе для бордер-кросса необходимо построить следующие фигуры: трамплины ("про-стайл", "хип", "столешница" и др.), перегибы, валы, двойные валы, прыжковые валики (одиночные, двойные или тройные), компенсационные валики (одиночные, двойные или тройные), столы, пирамиды, спайны, квотер-пайпы, повороты (длинные или средние, гигантские повороты, когда невозможно построение фигуры) и др. (рисунок 4.23).

Количество и расположение фигур определяются установщиком трассы, но должно быть включено как можно большее количество вариантов, причем таким образом, чтобы спортсмены при прохождении трассы постоянно наращивали скорость.

Трасса разрабатывается таким образом, чтобы как можно быстрее разделить спортсменов после старта (3 - 5 валиков или других рельефных фигур между стартом и первым поворотом). Эти фигуры располагаются на прямой линии от старта до первого поворота. Минимальная длина прямого участка трассы между стартом и первым поворотом приблизительно 50 м. Стартовая зона должна быть относительно плоской (12 - 14°).

Биг-эйр

4.6.32. Биг-эйр (большой полет) - соревнования (или показательные выступления), на которых райдер разгоняется и прыгает с большого трамплина, выполняя в полете разные трюки. Для их проведения готовятся специальный трамплин и горка с площадкой для приземления. Прыжок тщательно рассчитывается, чтобы он был затяжным и зрелищным, но в то же время наименее опасным для спортсмена. Биг-эйр относят к категории технического фристайла. Технические характеристики трассы приведены в таблице 4.5.

 

Эти параметры даны исключительно как рекомендованные, учитывая, что для каждого отдельного соревнования по халф-пайпу могут применяться свои параметры.

4.6.36. На соревнованиях по халф-пайпу необходимо обеспечить музыкальное оформление. Звуковое сопровождение должно быть слышно в пределах всей трассы.

4.6.37. Требования к стартовым и финишным зонам аналогичны общим требованиям к соответствующим зонам по сноуборду.

4.7. Сооружения для фристайла

4.7.1. Фристайл - горнолыжное многоборье. Соревнования по фристайлу проводятся в соответствии с Международными правилами соревнований по фристайлу, принятыми Международной лыжной федерацией (FIS), Федерацией горнолыжного спорта и сноуборда России, и включают в себя следующие дисциплины: акробатика, могул, парный могул, ски-кросс, халф-пайп (рисунок 4.25).

До 1999 года существовала дисциплина фристайла - лыжный балет (спуск по пологому склону под музыкальное сопровождение с демонстрацией элементов скольжения, шагов, вращений, прыжков), которая в настоящее время исключена из программ официальных международных соревнований.

Трассы, на которых проходят международные и крупнейшие российские соревнования, должны пройти процедуры гомологации (процесс сертификации), представляющие собой систему оценки трассы и соответствие ее стандартам.

4.7.2. На соревнованиях по фристайлу должны быть установлены фотоэлектрические элементы, которые располагаются на высоте 1,0 м для стартового луча или примерно на 0,5 м на стартовых воротах. Луч финиша на склоне для могула, в том числе и парного, должен быть на высоте 1 м, а вспомогательный луч финиша на 0,75 м. На крупнейших соревнованиях должны быть установлены два независимых устройства измерения временных показателей, функционирующих от разных электрических источников, которые должны быть утверждены FIS.

4.7.3. Соревнования фристайла по могулу и акробатике проводятся под музыкальное сопровождение.

4.7.4. Трасса склона не должна иметь никаких препятствий, которые могут доставить неудобство спортсменам. На старте и финише должно быть достаточно места, чтобы спортсмен мог уверенно маневрировать.

4.7.5. Во время проведения соревнований зона старта должна быть закрыта для всех, кроме стартующего участника, сопровождаемого только одним тренером и должностными лицами, обеспечивающими старт.

В зоне старта должна быть установлена палатка или теплая будка. Если ожидаемая температура ниже -10°, в палатке или теплой будке должен быть установлен нагреватель. Должно быть установлено специальное ограждение, препятствующее проходу зрителей и посторонних лиц.

4.7.6. Сооружение для фристайла должно быть расположено в удобной связи с зоной зрителей.

4.7.7. Зона финиша должна быть полностью огорожена. Любое неправомочное проникновение должно быть предотвращено. Для спортсменов, которые закончили заезды, должна быть обеспечена специальная территория, отделенная от фактической области финиша (микст-зона). Микст-зона предназначается для общения спортсменов с прессой.

4.7.8. Обзорная площадка для судей должна быть спроектирована так, чтобы обеспечить места для судей, организаторов соревнований и других официальных лиц, хранения оборудования и т.п. Она должна иметь минимальный размер 10 x 3 м. Сооружение судейской вышки должно быть обогреваемым и оснащено санузлом.

На судейской вышке должен быть расположен дисплей для отображения скорости спортсменов в км/ч. Он должен быть удобочитаем с транзита.

Лыжная (воздушная) акробатика

4.7.9. Акробатика - соревнования по акробатике состоят из двух различных акробатических прыжков, в которых учитываются техника отрыва, высота полета и дистанция ("полет"), а также стиль, точность выполнения, техника приземления. Лыжные прыжки совершаются со специально спрофилированного трамплина. Длина склона должна быть до 250 м, а ширина - 35 м (рисунок 4.26).

4.7.10. Сооружение для лыжной акробатики (акробатический склон) имеет три основных участка.

Разгон - этот участок служит для набора необходимой для прыжка скорости. Разгон должен быть хорошо укатанным, а его длина и крутизна определяют набираемую для прыжка скорость.

Вдоль разгона должны располагаться 20 отметок с двухметровым интервалом, на прямой линии, заканчивающейся приблизительно на 20 м выше транзита.

Стол - пологий участок склона. Назначение - служит платформой для размещения кикера.

Приземление - этот участок служит для приземления после прыжка. Приземление должно иметь достаточный уклон для того, чтобы частично погасить вертикальную составляющую скорости райдера. Длина приземления должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить райдерам определенный запас пути: не каждый заканчивает свой прыжок аккуратно в начале приземления. Участок приземления оканчивается пологим выкатом, длина которого должна быть достаточной для того, чтобы безопасно сбросить скорость и затормозить после прыжка.

Параметры разгона, стола и приземления жестко диктуются рельефом склона (рисунки 4.27; 4.29).

4.7.11. Акробатический склон должен быть оборудован подъемником, обеспечивающим минимальный подъем 150 чел/ч. Максимальное время для одного круга должно быть не более 10 мин.

При устройстве склона необходимо предусматривать свободные проходы зрителей, а также в непосредственной близости располагать площадки для снежных пушек (систем искусственного снегообразования).

4.7.12. Кикер - трамплин (рисунок 4.28). Стол должен быть практически горизонтальным, для того чтобы плавно вывести спортсмена на кикер, имеющий положительный угол вылета. Если кикер с таким же углом вылета поставить на крутом разгонном участке, то выход на него может быть травмоопасным.

Верхняя грань трамплина должна быть не короче 2,5 м, высота - не более 1 м. Более крутой кикер будет уже не таким комфортным. Верхняя грань готового кикера должна иметь ширину более 1 м. Крупные кикеры должны быть шире.

Радиус для выхода с горизонтальной поверхности стола на угол вылета необходимо устраивать более комфортным в случае, когда этот угол достаточно крутой.

На больших трамплинах искривленным является только участок сопряжения кикера с поверхностью стола, ближе к вылету поверхность кикера оставляется плоской.

Трамплины бывают трех видов:

большой (высота 3,5 м, уклон 65°);

средний (3,2 м, 63°);

малый (2,1 м, 55°).

Транзит - участок стола, начинающийся за кромкой кикера. Подразумевается, что райдер должен перелетать транзит. Гора приземления должна быть покрыта рыхлым снегом.

4.7.13. На акробатическом склоне должны находиться три индикатора ветра - один на старте и два на перегибе. Индикаторы ветра на перегибе должны быть расположены на высшей передней стороне судейской вышки и другой стороне перегиба. Индикаторы ветра должны быть сделаны из яркого цветного синтетического материала размером 1,0 м в длину и 0,05 м в ширину.

Акробатический склон должен иметь ряд анемометров, измеряющих скорость ветра (м/с) на перегибе, разгоне и в области финиша.

4.7.14. Зона финиша для акробатики должна быть достаточно большой, чтобы позволить спортсмену останавливаться. Эта зона должна быть полностью огорожена. Любое неправомочное проникновение должно быть предотвращено.

Могул

4.7.15. Могул - это спуск по бугристому, кочковатому склону. Лавируя между буграми, спортсмен постоянно поворачивает ноги с лыжами то в одну, то в другую сторону (рисунок 4.30 А).

Склон могула должен иметь постоянную непрерывную линию падения. Склон не должен быть чрезмерно вогнутым или выпуклым, без изменений в градусах угла наклона. Склон могула должен быть максимально покрыт специфическими буграми. При этом ширина линейки бугров должна быть 10 +/- 2 м.

4.7.16. Рекомендуется при выборе склона учитывать следующие технические характеристики: перепад высот 110 +/- 30 м, длина трасс 235 +/- 35 м при общей ширине не менее 18 м, уклон трассы 28° +/- 4°.

Для проведения соревнований по могулу на Олимпийских играх трасса должна быть более длинной - не менее 250 м и иметь уклон не менее 27°.

4.7.17. На склоне должны быть расположены 9 контрольных ворот (шириной макс. 0,75 м и высотой 1,2 м) с одинаковыми интервалами. Ворота должны размещаться на расстоянии 8 - 12 м друг от друга. При этом трамплины не должны чрезмерно превышать высоту и среднюю форму бугров.

4.7.18. Зона старта, на которой должна быть стартовая линия, - это открытый старт с лучом, установленным примерно на 1,5 - 2,0 м вниз поперек холма, параллельного стартовой линии.

4.7.19. Трамплины должны располагаться наверху каждого курса приблизительно на похожих местах. Верхние трамплины должны быть на расстоянии не менее чем в 50 м от линии старта. Нижние трамплины должны быть на расстоянии не менее чем в 50 м от финишной черты.

Парный могул

4.7.20. Парный могул (dual moguls). Для проведения соревнований в этом виде фристайла на одном склоне устраивают две параллельные, максимально схожие по уровню сложности трассы. Ширина каждого следа на курсах (линейки бугров) парного могула должна быть установлена в 6,5 +/- 0,5 м (рисунок 4.30 Б).

Общие характеристики и расположение склона для парного могула в основном аналогичны требованиям, предъявляемым к ним в соревнованиях по могулу, но длина трассы может быть 200 +/- 50 м, перепад высот 80 +/- 20 м, ширина рекомендуется не менее 21 м.

Ски-кросс

4.7.21. Ски-кросс (ski cross) - одновременная гонка четырех или шести спортсменов по одной трассе, обозначенной воротами, с естественными или искусственными препятствиями, включающей в себя множество резких поворотов, построенных трамплинов, уклонов, контруклонов и т.п. Перепад высот от 130 до 250 м.

4.7.22. Ворота. Ворота в ски-кроссе состоят из одной длинной слаломной палки и одной стабилизационной качающейся палки и одних ворот. Следующие ворота должны быть противоположного цвета (за исключением "бананов"). Слаломные палки должны составлять треугольные ворота, соответствующие цвету палок, которые должны устанавливаться в нижней части ворот и соответствовать следующим размерам, м:

База      Длинная сторона     Короткая сторона

1,3            1,1                  0,55

1,0            0,8                  0,4

Ворота должны устанавливаться так, чтобы участник мог достигать их свободно и быстро даже на высокой скорости.

4.7.23. Склон. Склон должен быть преимущественно не плоским и не крутым, как правило, 12 - 22°, с разнообразным профилем (оптимально - средний склон 15°). Склон ски-кросса должен быть шириной минимум в 30 м. Колея для 4 - 6 лыжников не должна быть менее 5 м.

Ширина склона должна быть не менее 20 м, при длине отдельных отрезков (секций) не менее 50 м.

На склоне для ски-кросса должно быть устройство всевозможных препятствий с максимальным использованием естественного ландшафта: валы, двойные валы (выпукло-вогнутые), одинарные, двойные, тройные, различные прыжковые перекаты, вращения, биг-эйр и т.п. Все препятствия должны быть построены в соответствии с требованиями условий безопасности.

Препятствия должны расставляться так, чтобы спортсмен, пытаясь увеличить скорость, не прерывал ее после каждого препятствия.

Халф-пайп

4.7.24. В "халф-пайпе" спортсмен спускается сверху вниз по своеобразной синусоиде от одного среза полутрубы к другому (см. рисунок 4.24, а также пункты 4.6.32 - 4.6.36). При прохождении полутрубы общей длиной 120 м спортсмены после набранной скорости взлетают вверх над краем трассы, выполняя прыжки, вращения и различные элементы. Трюки и прыжки оцениваются по степени сложности и чистоте исполнения.

4.7.25. Сооружения для фристайла и сноубординга целесообразно использовать в летнее время с применением искусственного покрытия, имитирующего снег.

4.7.26. Целесообразно создавать комплексные сооружения для экстрима, используя постройки другого назначения. Пример такого комплекса приведен на рисунке 4.31.